Вот наконец мы добрались до промежуточного финиша. Это 100-ый материал на нашем сайте в разделе "Энциклопедия". Мы (т.е. администрация сайта) хотим поблагодарить всех посетителей нашего сайта за то, что наполняете смыслом нашу работу над сайтом. Спасибо! А сейчас перейдём к делу. Вторая статья в цикле "Альбомы которые изменили мир!" опять же будет посвещена ещё одному бессмертному творению группы METALLICA. Тут не будет идти речи ни о моём фанатизме, ни о предательстве Метлы всей металлической братии, ни о попсовости и т.д. Речь пойдёт о самом массовом и популярном альбоме во всём метале. Прошло 18 лет, но ещё никто не смог переплюнуть продажи этой пластинки. В 1991 это было апогеем, пиком развития хэви-метала. Если MASTER OF PUPPETS был эталоном в жанре трэша, то ВLACK ALBUM стал таким для всего мира. Если не верите, то возьмите сейчас у какого-нибудь мальчика 12-ти лет мобильник и посмотрите там плейлист. Среди засилья 50 Cent, Тимати, и всякого другого ..овна, вы найдёте Unforgiven... Ключ к подоплеке пятого альбома “Металлики” можно обнаружить в выборе его названия. Альбом известен как просто “Metallica”, или “Metallica V”, или даже “The Black Album” (“Черный альбом”). Основное настроение - доступность. Это была целенаправленная, программная акция: альбом, адресованный всем, кто никогда не покупал раньше альбомов “Металлики”, но теперь был достаточно заинтригован самим названием, чтобы разобраться, наконец, с чем связан весь этот давний шум вокруг “Металлики”. В этом плане альбом выполнил свое предназначение: через некоторое время он не просто стал самым успешным альбомом “Металлики” за всю их карьеру, но, согласно данным американского журнала “Billboard”, официально был признан самым раскупаемым альбомом “хэви метал” всех времен, без исключений! Разумеется, запись альбома заняла больше времени, чем работа над любым из предыдущих. Целых шесть месяцев группа провела взаперти в студии “One On One” в Северном Голливуде. Снова Флемминга Расмуссона попросили быть на подхвате, пока группа решала вопрос с новым продюсером. На этот раз выбор пал на Боба Рока, звездного канадского продюсера, работавшего над самыми хитовыми альбомами “Bon Jovi”, “Motley Crue” и “The Cult”.
Один из авторов этой книги, Мик Уолл, брал интервью у Ларса Ульриха в студии “One On One” в период, когда половина альбома была уже записана. Он начал с пред положения, что исполнители, как правило обращаются к Бобу Року, чтобы он помог тзанять место в чартах. За этим последовал вопрос: не логично ли будет предположить, что именно к этому стремится и “Металлика” на своем извилистом пути?
“Да, в целом это справедливо, - глубокомысленно кивнул Ларс. - Но сам я смотрю на это немного по-другому... Нас никогда полностью не удовлетворяло то, как были смикшированы “...And Justice...”, “Master...” или “...Lightning”. И вот мы думали: кого бы нам пригласить, чтобы свести наши записи? Мы чувствовали, что пора сделать запись с мощным, большим и толстым, низким звучанием, вроде того, что мы слышали - я имею в виду не песни, а “саунд” - на последнем альбоме “Motley Crue”. Нам на самом деле нравился этот большой и толстый “саунд” на “Dr. Feelgood”. Конечно, мы сказали: мы - “Металлика”, никто не продюсирует нас, никто не лезет в наши дела и не командует нами. Но потом мы подумали: а может, нам не напрягаться так сильно и хотя бы поговорить с этим парнем? Вроде того: если этого парня действительно зовут Боб Рок, то насколько плох он может быть? - Тут Ларс хихикнул. - Потом, когда мы ему кое-что сыграли, я увидел, как его глаза сверкнули. У меня дома есть маленькая восьмиканальная студия, где мы записали несколько сырых демо: за установкой только я и Джеймс, даже не вся группа. очень сырые записи”.
Ларс рассказал, как в первый раз группа поставила Бобудемозапись “Sad But True”- Боб сказал что-то вроде: “Ба, да из этого может получиться “Kashmir” девяностых!” Это было как удар по голове. С того момента вопрос был, по сути, решен. И сейчас мы работаем с таким чувством, с каким никогда, я думаю, не работали раньше Как считает Боб, это чувство говорит о том, что в нас есть много души, или... Как еще можно сказать о душе?
- Глубина? Эмоции?
- Да, в нас много эмоций, которые нам непросто выпустить наружу, потому что мы очень сдержанные в человеческом плане. Он говорит, что мы могли бы убедиться в этом сами прямо сейчас. Он сказал, что одна из его задач на альбоме - постараться помочь нам раскрепоститься и выпустить наружу всю эту хреновину, которая внутри нас”.
Ларс отмечает, что сама группа пыталась найти лучший выход из “трэшевой” колеи, в которой завяз “...And Justice...”.
“Примерно посреди тура “Damaged Justice” я сидел там и играл эти девятиминутные песни и думал, зачем я сижу здесь и беспокоюсь о том, какими совершенными должны быть эти девятиминутные песни, если мы играем “Seek And Destroy” или “For Whom The Bell Tolls” и у них есть эта обалденная атмосфера? Я думаю так: Боб Рок выявил лучшее из того, что ему могли предложить “Motley Crue”, и сделал лучший альбом “Motley”. То же самое вышло с “The Cult” и “Bon Jovi”: когда слушаешь “Slippery When Wet”, нет сомнений, что Боб спродюсировал самый лучший альбом “Bon Jovi”. И я думаю, что и для нашего последнего альбома он выявил в нас лучшее из того, что мы могли ему предложить в то время”.
После прослушивания самого раннего материала, до того как были наложены основные вокальные партии, становилось ясно, что очередной альбом будет представлять из себя гигантский скачок в сторону коммерциализации. Само по себе это, конечно, не так уж плохо, но всегда интересно наблюдать, как все бывшие короли андерграунда рано или поздно делают этот шаг.
“Ну, я думаю также, что всем нам здорово надоела направленность наших последних трех альбомов, - пожимал плечами Ларс. - Все они отличались друг от друга, но все они шли в одном направлении... то есть: длинные песни, более длинные песни, еще более длинные песни, продвинутые, более продвинутые, еще более продвинутые... И причина этого, я думаю, в том, что через пять минут после того, как я начал играть на барабанах, появилась “Металлика” и вся эта хреновина понеслась. Как-то сразу мы начали делать демо, потом давать концерты, потом дело дошло до наших первых записей в студии. И вдруг получается, что у нас есть готовая запись, но мы на самом деле не умеем играть. Поэтому мне пришлось брать уроки игры на ударных, а Кирк регулярно ездил к Джо Сатриани (Кирк в свое время регулярно брал уроки у жившего в Сан-Франциско гитарного аса)”.
С простой черной обложкой, на которой с трудом можно было разглядеть рельефное изображение змеи, без названия и неяркий (пока его не прокрутишь!), альбом “Metalliса” увидел свет 12 августа 1991 г. и в ту же неделю стал № 1 в американских чартах.
“Это - “Thriller” в жанре “хэви метал”, - так однажды удачно охарактеризовал альбом вокалист “Def Leppard” Джо Эллиот. - Если ни один человек не купит больше ни одного альбома “Металлики”, следующие поколения будут по-прежнему искать копии этого альбома, - глубокомысленно продолжал он. - Это просто классика своего времени. Есть “Appetite For Destruction” “Guns'N'Roses”, и есть “Metallica” “Металлики”, а после них есть сотни групп, которые пытались, подражая, следовать за ними. Удивительно...” Enter Sandman / Появление Песочного Человека Первое, что поражает: с Бобом Роком записано это или нет, пусть, может быть, песня длится в два раза меньше обычного, но это все равно “Металлика”. Ужасная, как причитания вдовы, чарующая, как неполный месяц, - это могла быть только она. “Там такие большие и толстые гитарные риффы, - вспоминал Ларс с наслаждением. - Но вместо того чтобы после второго припева уйти в другое чертово измерение, они остаются в том же самом, а потом переходят обратно в припев. Потом мы уходим в другое измерение в следующей песне”.
То есть другими словами эта песня с ее мощным заводным припевом, отчетливым гулким ритмом была' самой прямой и непосредственной из всех, что делала “Металлика”. Поэтому был очевиден ее выбор в качестве первого сингла с альбома. В результате она заняла 5-е место в британских чартах и 16-е-в США.
Менее программный, чем предыдущие альбомы, “Metallica” стал самым отвязанным для группы со времени выхода “Kill 'Em All” восемь лет назад. По-прежнему множество тем беспокоили воспаленное воображение Джеймса. Однако появилось намного больше личных впечатлений. “Enter Sandman”, первый сингл, был на первый взгляд посвящен ночным кошмарам, но глубоко коренился в детских воспоминаниях самого Джеймса, в его боязни темноты и того, что в ней может прятаться.
“- Эта песня была в том дурацком списке названий почти шесть лет, - застенчиво улыбнулся Ларс, когда Уолл беседовал с ним в студии “One On One”. - Это такой большой список с названиями песен, над которым мы сидели с Джеймсом и зачитывали их вслух. Мы выбирали одно из них, которое хорошо ложилось на определенную гитарную партию. Которые не подходили сразу же, мы просто оставляли. Я всегда смотрел на “Enter Sandman” и думал: что эта хреновина может означать? Поскольку я вырос в Дании и не много знал обо всем этом дерьме, я не понимал этого. Тогда Джеймс объяснил мне. Песочный человек (Sandman) - персонаж, которым пугают детей. Он приходит и втирает песок тебе в глаза, если ты не идешь спать ночью. Вот такая была легенда, и “Металлика” превратила ее в...
- Фредди Крюгера?
- Не-е-ет... Просто Джеймс придал ей отличный оборот! - рассмеялся он. - Это классический пример того, как мы что-то очень долго откладывали. Некоторые могут сказать, что мы использовали это, потому что мы не могли придумать чего-нибудь нового. Нет, это совсем не так. Шесть лет назад я смотрел на “Enter Sandman” и думал: нет, лучше напишем “Metal Militia”... Металл везде и всюду, понимаешь? - Тут он посмотрел искоса и самодовольно хихикнул”
Sad But True / Горькая Но Правда Послушав впервые демозапись этой песни, Боб Рок назвал ее “Kashmir” девяностых”. Действительно, главный рифф отдаленно напоминает пеcню “Led Zeppelin” с “Physical Graffiti”. Тяжелая, как крест, с потрясающим, хорошо продуманным “саундом”, рождающим образы то ли атомного бульдозера, то ли утопленника, вытаскиваемого из реки. Безжалостная и неумолимая, как чума, “Sad But True” занимает место в пантеоне величайших композиций “Металлики” рядом с “Master Of Puppets” и “Creeping Death”.
“Эта песня о том, как разные личности в твоем мозгу заставляют тебя делать разные вещи, - рассказывал Ларс Уоллу в 1991 г.- И о том, как некоторые из них сталкиваются и борются за контроль над тобой. Это порождение мозга Джеймса Хетфилда, понятно, что я имею в виду? - и он зловеще улыбнулся”.
Holier Than Thou / Чище Чем Ты Настоящий массированный “спид метал” как его ни назови, и при этом его исполнение демонстрирует очень сильную и профессиональную продюсерскую работу. Если Ларс отказался от некоторой неприятной суетливости, иногда свойственной ему, ради прямолинейного устойчивого маршевого ритма, то он не потерял при этом ни своей скорости, ни сноровки. Действительно, он никогда не играл так талантливо, как на этом альбоме. И удачнее всего - на “Holier Than Thou”. Песня построена на барабанной энергии и заряжена ею. The Unforgiven / Непрощенный “Песня о том, что многие люди проживают свою жизнь, никогда не беря на себя инициативы. Множество людей просто следуют в колее, проложенной другими. Вся их жизнь спланирована за них. Есть определенные люди, которые планируют, и есть люди, которые следуют планам”. Wherever I May Roam / Где Бы Я Ни Был На вид довольно серьезная рок-песня о... О чем? О бродяжничестве? О вечном движении? О готовности к действию? О чем? “- Ну, я думаю, происхождение этой песни на самом деле восходит к тем дням, когда мы ездили по Европе в одном автобусе с дорожным персоналом, другими группами, которые были с нами в одной программе, и всеми, кто ухитрялся залезть к нам после концерта, - вспоминал Ларс с кривой улыбкой. - Чтобы все было нормально, часто приходилось отворачиваться и просто игнорировать то, что происходило. Приходилось говорить себе что-то вроде: “А, ладно, мне все равно”.
- Ты имеешь в виду девчонок-”групи”, ездивших с вами? Наркотики? Попойки? Или просто грязное белье других людей?
- Да, я имею в виду все! - просто воскликнул он, все еще храня воспоминания в отдаленном уголке своей души”.
Don't Tread On Me / Не Наступай На Меня Жесткий номер с тяжелым риффом, пропитанный скорее яростью буйвола, чем человека, “Don't Tread On Me” был, по понятным причинам, неправильно воспринят как джингоистский призыв к оружию всех звездно-полосатых ура-патриотов. Однако Ларс объяснял это по-другому: “На большей части материала альбомов “And Justise For All” и “Master Of Puppets” много цинизма и пренебрежительного отношения. Мы и правда нападали на многое из того, что принято считать добрыми старыми американскими добродетелями, которые на самом деле представляющие собой горшок с дерьмом. Но ирония заключалась в том, что успех этих альбомов заставил нас много поездить по свету и самим посмотреть на все, что там творится. И на самом деле, как говорил Джеймс, когда он сочинял эту песню, если ты американец, то ничто не заменит тебе дома. Понимаешь, неважно, насколько сволочная и коррумпированная у нас администрация или сколько происходит всяких мерзостей, о которых мы не знаем, для нас Америка все равно остается самым приятным, уютным и удивительным местом на свете! Она и на самом деле такая! И вот, я думаю, после того как мы так много раз опускали место, где мы живем, Джеймс просто подумал, что стоит сочинить что-нибудь с противоположной точки зрения. Джеймс просто считает, что Америка сейчас имеет больше достоинств, чем любое другое место”
Да, наверное, это так.
Through The Never / Сквозь Никогда
“Металлика” опять тяжелеет. Джеймс Хетфилд прищуривается и становится злобным. И группа выдает один из лучших массированных “трэшевых” номеров на альбоме, который по большей части сглаживает такие порывы. “- О чем эта песня?
- А кто ее знает! - шутил Ларс. - Я думаю, Джеймс все еще пытается найти ответ на этот вопрос. Я думаю, она о сильном желании прорваться в... другой мир.
- И ему это удалось?
- Я не знаю, но мы пытались хрен знает сколько!”
Nothing Else Matters / Все Остальное Не Имеет Значения
Поддержанная оркестром из сорока музыкантов, сглаженная шепотом виолончелей и погружающая в сон наяву шелестом скрипок, “Nothing Else Matters”-песня, которая была просто невозможна в те ушедшие теперь годы, когда группа исполняла “Whiplash” и “The Four Horsemen”. Никто, а тем более Джеймс Хетфилд, не мог подумать о том, чтобы сочинить нежную песню о любви. Редкая возможность обнаружить глубоко скрытый романтизм в человеке, не слишком известном с этой стороны. Лучше всех это объяснял сам Хетфилд:
“Эта песня начиналась просто с меня и моей гитары. Она пришла ко мне где-то в дороге, в Канаде. Кажется, я просто сидел в моем номере и сочинял ее. Это очень личная вещь, и я играл ее для себя. Но я сыграл ее Ларсу, и он сказал: “Слушай, это круто”. И я подумал: “Да, правда”. Это не такая простая песня, нам потребовались усилия, чтобы сделать ее, - признался он. - От нас не ожидали ничего подобного. Но кто сказал, что нам нельзя? Так ведь?”
“Nothing Else Matters” также стала вторым хитовым синглом “Металлики” с этого альбома. Хитом “Металлики” стала песня про любовь.
Of Wolf And Man / О Волке И Человеке Группа вновь усаживает свои “хэви металлические” задницы за руль и несется в направлении своих “спидовых” корней. По правде говоря, к тому времени они уже оставили позади вещи подобного рода: до нелепого быстрая песня с еще более нелепым названием. Но самым главным в этой песне было то удовольствие, задор, с которым они ее исполнили. В таком ключе следует рассматривать этот номер. Благодаря Бобу Року, который сделал группе более глубокий, резонирующий “саунд”, паника в голосе Хетфилда пробирает прямо до костей. Его хищный тон является прекрасным контрапунктом к перевозбужденному драйвовому ритму Ульриха и Ньюстеда, который звучит здесь столь же весомо и уверенно, сколь невнятно и потерянно он звучал на предыдущем альбоме.
Этот номер-для самых консервативных.
The God That Failed / Бог, Обманувший Надежды
Эта песня создана, как и “Dyers Eve” с альбома “...And Justise For All” , на почве психологического смятения, которое испытывал Джеймс Хетфилд в юности, когда столкнулся с жестоким миром, которого он просто не знал из-за строгого затворнического воспитания, полученного от богобоязненных родителей. В то же время Ларс был склонен переносить акценты с личностного плана на общий:
“The God That Failed” - песня о том, что происходит в Америке. Эти дела с верующими, когда они не доверяют медицине. И если их дети тяжело заболеют, они говорят: “Господи, прошу, исцели это больное дитя”, а через три дня ребенок умирает. Сейчас таких людей преследуют в судебном порядке и обвиняют в убийстве. Но песня не обязательно выступает “за” или “против”. Она просто рассказывает историю...”
Но для тех, кто хорошо знал Джеймса, было очевидно, что он нашел новый для себя способ сочинения песен. Раньше он всегда был прямолинеен и навязывал свое мнение. Теперь он вплетал в тексты новые нити чувствительности и откровенности, на которые он не осмеливался раньше.
“Здесь много всякого дерьма намешано, - говорил Ларс, - и вы можете в этом убедиться. “The God That Failed” - это послание на тему “Как мои папа с мамой травмировали меня”, адресованное большей части американцев. Только на этот раз это произошло не в связи с инцестом или плохим обращением по пьяному делу или из-за наркотиков. Это произошло в связи с вещью под названием “религия”. Одной из “новых американских” религий.
О Господи!
My Friend Of Misery / Мой Несчастный Друг
Номер, отмеченный мелодичностью, “...Misery”, по своему подходу напоминает “Black Sabbath” в их золотой период 70-х гг. Это еще одна баллада, хотя и не в сиропном стиле “Nothing Else...”: скорбная и мрачная, она была не из тех, что удовлетворили бы требованиям радиостанций, ориентированных на мейнстрим. Джеймс издает гнетущие звуки: никаких воплей или рычания, а просто завывание на луну. Должно быть, интересно послушать эту песню через несколько лет. Может ли случиться так, что она укажет группе направление дальнейшего развития? От “трэш метал” к розовым лепесткам (хотя и с шипами) через каких-нибудь пять альбомов?
Кто знает? Но если какая-то песня демонстрирует новоприобретенное умение Джеймса Хетфилда петь красивые песни, то это именно она.
The Struggle Within / Внутренняя Борьба
Большинство групп выбрало бы для финала альбома нечто буквально возгорающееся, как спутник при входе в атмосферу: после экспериментов и демонстрации своих способностей настало время для порции родного сердцу угара, - маэстро, просим! Но нет. “Металлика” верна духу противоречия, который не дал им навсегда приклеиться к ярлыку “хэви” или “трэш метал” (подобно практически всем современникам, от “Megadeth” до “Anthrax” и “Slayer”, оставшихся навсегда в металлическом гетто). Поэтому группа решила закончить свой самый хитовый альбом достаточно сдержанным по темпу номером, который тем не менее демонстрирует не меньше энергии и куража, чем целый альбом зажигательных номеров какой-нибудь другой “металлической” группы.
Кирк Хэмметт здесь в своей стихии, выстреливая высокоскоростными мячами с задней линии, в то время как гулко звучащая ударная установка Ларса буквально воспламеняется, но и здесь порывистость и очевидная мощь группы не заслоняет их великолепное чувство мелодии и структуры.
Боб Рок помог группе выработать новое отношение к песням как таковым. Он показал им: чтобы произвести впечатление, не нужно обязательно ошеломлять. Эту истину иллюстрирует “The Struggle Within”, которая уверенно завершает запись, ставшую новой вехой в творчестве “Металлики”.
прадмова- Илья "PODONOK" Захаров статью взята из переведённой на русский язык книги о Металлике,однако точный источник неизвестен. Просьба, если кто-нибудь знает точный источник и автора статьи, то сообщите администратору.
|