Готик-метал (или готический метал) — жанр метал-музыки, совмещающий меланхоличную атмосферу готик-рока с тяжёлым саундом метала. Развитие стиля началось в середине 1990-х гг. в Европе; его истоки — в дэт- и дум-метале.
Свидетельством связи дум- и готик-метала является, например, творчество групп Paradise Lost, My Dying Bride и Anathema, которых называют пионерами готик-метала и в то же время «большой троицей дум-дета». Более новаторские образцы жанра — творчество The Gathering и Theatre of Tragedy, а также многих их последователей, которые, в частности, привнесли в метал высокий женский вокал. Нередко звучание групп разных направлений готик-метала существенно отличается.
История
Предшественники Вопреки очевидным различиям как в исполнении, так и в тематике песен готик-рока и метала, в рок-музыке существовали группы, которым ещё до появления готик-метала удалось отчасти соединить в своём творчести два этих направления и повлиять на их дальнейшее развитие
По мнению многих готов, хэви-метал - это грубо исполненная, необработанная, мачо-антитеза всему тому, что представляет их музыка. Термин, равноценный оскорблению, используется, чтобы напрочь отмести любое агрессивное или построенное на гитаре звучание. Однако некоторые храбрецы идентифицируют дебютный альбом Black Sabbath как первую готик-роковую запись. Титульный трек альбома описывает сатанинский обряд с использованием шума дождя и ударов колокола, в то время как на обложке альбома изображена одетая в чёрную мантию призрачного вида девушка, стоящая на кладбище, снятая через бледно-жёлтый фильтр. Само имя группы было позаимствовано из фильма Бориса Карлоффа «Black Sabbath». Как одни из первых представителей жанра, Black Sabbath имели огромное влияние на развитие хэви-метала[3]. Также они иногда рассматриваются как пионеры дум-метала, а иногда и как «абсолютный прототип готической тяжести» («absolute prototype gothic heavies»)... Уберите у Black Sabbath их металическое значение и, возможно, вы получите потрясающий готический альбом из их первых пяти LP, с каждой последующей точкой соотношения и неизменным требованием Другими предшественниками готического метала можно считать «отцов-основателей американского готик-рока» Christian Death. После серьёзных изменений в составе группы в 1985 году (коллектив покинул певец и основатель Росс Уильямс (англ. Rozz Williams))[8] под руководством гитариста Вэйлора Кэнда (англ. Valor Kand) Christian Death стали играть более метал-ориентированную музыку. Их альбомы Sex and Drugs и Jesus Christ описывались как «хэви-гот-рок, граничащий с металом» («heavy goth-rock bordering on metal»)[9]. The Sisters of Mercy являлись ещё одними «отцами-основателями» готик-рока, которые с альбомом Vision Thing (1990) обратились к простому гитарному року. В 1980-е годы бывший фронтмен Misfits Глен Данциг также «оккупировал безлюдную землю между готикой и хэви-металом». С распадом своей второй группы Samhain в 1988 году и созданием собственного коллектива Danzig Данциг продолжил совмещать металические риффы с «тяжело идеализированной, задумчивой готической чувствительностью» («a heavily romanticized, brooding, gothic sensibility»).
Датская метал-группа Mercyful Fate демонстрировала «готическую одержимость злом и оккультизмом». После распада группы фронтмен коллектива King Diamond продолжил исследования в области музыкального повествования готических историй в рамках сольного проекта.
Швейцарская группа Celtic Frost была ещё одной предтечей готик-метала, воплощая в своих альбомах влияние, оказанное на них Bauhaus и Siouxsie & the Banshees. Что касается развития в 1990-е годы волны готических и симфонических групп, я бы отметил, что для них ключевую роль сыграл альбом Celtic Frost Into the Pandemonium. Ни Therion, ни Paradise Lost не выступили (досл. звучали) бы так, как мы без Celtic Frost. Корни
Готик-метал как музыкальный стиль по-настоящему начал формироваться в начале 1990-х гг. на севере Англии. Три группы — Anathema, Paradise Lost и My Dying Bride — представляли собой сердцевину этого движения. Все три команды в своих корнях имели дэт-метал, но на них также оказало влияние то, что вокалист Paradise Lost (англ. Nick Holmes) назвал «по-настоящему унылым, тёмным звучанием» Dead Can Dance.
Paradise Lost первыми из трёх команд начали музыкальную деятельность, сформировавшись в 1988 году в Галлифаксе (Англия). Их ранние альбомы помогли «определить законы дум/дет-метала: перемалывающие дисгармоничные хоралы скорби, увенчанные дэт-металическим гортанным вокалом». Их альбом Shades of God (1992) был переходом к последующему альбому Icon, представляющим поворотную точку для группы с экспериментальным использованием синтезаторов, цимбал, пианино и ангельского женского вокала. Ко времени выхода альбома Draconian Times музыка Paradise Lost твёрдо стояла «между гнетущим готик-роком и сокрушающим хэви-металом». В Галифаксе в 1990 году была сформирована ещё одна группа — родончальница готик-метала — My Dying Bride. «Готические ноты» уже прозвучали на их дэт/думовом альбоме 1994 года Turn Loose the Swans. С альбомом The Angel and the Dark River группа «отбросила любые дэт-металические влияния, бережно используя скрипки и клавишные, чтобы усилить задумчивые отступления». Мы знали, что когда Celtic Frost исчезли и превратились в глэм-роковую группу, мы знали, что остался рынок для такого типа сверх-авангардных групп, которые делают что-то немного сверхъестественное и необычное. Paradise Lost делали подобные вещи, но я не думаю, что у них была более романтичная грань. Мы определённо работали на ту готическую притягательность, и я действительно не уверен, почему. В 1990 году также сформировалась группа Anathema из Ливерпуля. Как Paradise Lost и My Dying Bride они начинали как death/doom metal гибрид. С уходом вокалиста Даррена Уайта (англ. Darren White) в 1995 Anathema оставили «свой традиционный death metal саунд позади» с изданием альбома Eternity. Вскоре очень многие европейские группы, изначально играющие дэт-метал, в поиске развития собственного звучания, обратились к использованию готичной романтики, симфонических инструментов женского вокала и т. д., что привносило существенное разнообразие в их творчество. Путь, пройденный My Dying Bride, Paradise Lost и Anathema, в скором времени повторили голландцы The Gathering («их дебютный альбом Always (1993) в стиле дэз-метал был уникальный в плане использования клавиш, ведь в этом, всецело гитарном жанре подобный ход выглядел едва ли не богохульством»), шведы Tiamat (начиная деятельность как дэт-металическая группа в 1994 году они издали альбом Wildhoney, «вызвавший бурное одобрение в металических кругах за свою задумчивую готическую атмосферу»), португальцы Moonspell (начинали своё творчество с блэк-метала, но очень скоро обратились к готик-металу), греки On Thorns I Lay[29], шведы Lake of Tears, итальянцы Lacuna Coil и многие другие.
Даже в Америке, обычно равнодушной к готике, в 1990 году появилась группа Type O Negative, которая играла «мелодраматический готик-рок», «содержащий длинные песни, построенные на простых риффах, театральном кричащем вокале, церковном органе, вокальных пассажах и странном механическом шуме». Современный успех
В новом тысячелетии многие представители готик-метала достигли признания критики и коммерческого успеха. Moonspell выиграли награду «Best Portuguese Act» Award at the 2006 MTV European Music Awards. Через год Within Temptation были удостоены награды «Best Dutch & Belgian Act» Award at the 2007 MTV European Music Awards. Within Temptation, Lacuna Coil и Nightwish имеют впечатлющие продажи альбомов.
В 2003 году рок-группа Evanescence также достигла коммерческого успеха с выходом их первого альбома Fallen. Вопреки сравнению группы с другими представителями стиля как Within Temptation и Lacuna Coil, Evanescence не всеми расцениваются как металическая группа.
Характеристика
Красавица и чудовище
Уже в 1985 году Celtic Frost использовали оперный женский вокал на некоторых песнях из альбома To Mega Therion. Paradise Lost также начали использование женского оперного вокала со своего первого альбома Lost Paradise The Gathering также включили женский вокал на их дебютном альбоме Always... с Marike Groot, аккомпаниирующей Bart Smits. В следующем году вышла пластинка Almost a Dance с главным вокалом Niels Duffhues и женским вокалом Martine van Loon. С альбомом 1995 года Mandylion они прекратили использование мужских вокалов, полностью заменив их вокалом Anneke van Giersbergen.
В том же 1995 году норвежская группа Theatre of Tragedy издала свой одноимённый альбом дебютный альбом, который включил соединение гортанного гроулинга Raymond Rohonyi и сопрано Liv Kristine. Этот вокальный контраст с тех пор стал относиться к так называемому стилю («красавица и чудовище») «beauty and the beast».
Вскоре появились новые группы, которые стали соединять дэтовый гроулинг и женский оперный вокал. Trail of Tears сформировались в 1994 году, Tristania и The Sins of Thy Beloved возникли в 1996 году. Все три норвежские группы издали свои дебютные альбомы в 1998 году.
Итальянский секстет Lacuna Coil также использует как мужской, так и женский вокал Cristina Scabbia и Andrea Ferro. Сформировавшись в Милане в 1994 году, они издали демо-запись в 1996 году с сильным влиянием Paradise Lost и Type O Negative.
Within Temptation была образована в 1996 году с Sharon den Adel в качестве главной вокалистки. Музыкальные характеристики
Готик-метал сочетает мрачную атмосферу готик-рока с агрессивными гитарными риффами метал-жанров. Среди распространенных характеристик музыки — медленные, мрачные гитарные партии, «атмосферные» партии клавишных и хоровое сопровождение.
Ранние группы готик-метала — Paradise Lost, My Dying Bride, the Gathering — начинали как дум-металические коллективы, оказав основное влияние на жанр. Однако последующие группы расширили рамки жанра в различных направлениях и кроссоверах. Cradle of Filth принесли элементы готики в блэк-метал, Trail of Tears — в дэт-метал, Draconian соединили ее с дум-металом, After Forever и Epica — с симфо-металом, Leaves Eyes — с фолк-металом.
В готик-метале используются много различных видов вокала. Мужские голоса варьируются от брутального гроула и скрима до чистого тенора и баритона. Женский вокал часто бывает классически тренированным, «оперным», однако встречаются и другие варианты, вплоть до женского гроула. Готик-метал имеет тенденцию к включению в состав вокалисток, что нередко заставляет СМИ причислять к нему группы из смежных жанров, если они используют женский вокал. Нередки дуэты вокалистов с разным стилем исполнения.
Тематика
Тексты готик-металлических песен имеют тенденцию к депрессии и меланхолии, унаследованным от дум-метал и пионеров жанра. Душевные переживания, грусть, негативные эмоции, разочарование в жизни и даже суицид нередко становились темой песен Paradise Lost, Anathema и других групп. Особенно часто встречается тема потерянной любви, к которой обращались Theatre of Tragedy, Draconian и Leaves' Eyes. Другим источником вдохновения для текстов в готик-метале служат готические романы, романтика ужасов и загадки. Однако фантастический элемент в лирике готик-метал групп редок и присутствует только как аллегория для выражения чувств лирического героя. По словам Кристины Скаббия, вокалистки готик-группы Lacuna Coil, «слушатель может лучше проникнуться пониманием песни, если она повествует о человеческих взаимоотношениях».
источник: ru.wikipedia.org
|